В ноябре 2019 года в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Центра социального обслуживания г. Ялты состоялась лекция, посвященная дню социолога «Социальное здоровье». Лекцию подготовила и провела психолог отделения Анна Пилипишина.
Психолог подробно рассказала о понятии социальное здоровье, основных показателях социального здоровья.
Лекция была полезной и интересной не только для получателей социальных услуг отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, но и для сотрудников отделения.
Информация психолога:
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Существуют количественные и качественные показатели социального здоровья.
Количественные показатели заключаются в:
- отсутствии хронических болезней;
- отсутствии расшатанной нервной системы;
- проявлении активности.
Качественными показателями выступают:
- позитивная или негативная адаптация в обществе;
- степень активности в социуме;
- отношение к своему здоровью;
- социальное самочувствие общества.
Компонентами социального здоровья можно считать:
- Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам.
Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные - в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым.
Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.
Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:
- осознавать свободу воли или свободу выбора;
- испытывать чувство любви;
- осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;
- осознавать различия между добром и злом;
- способность к самооценке;
- осознавать качества собственной воли;
- испытывать чувство веры;
- испытывать чувство достоинства;
- осознавать присущее ему чувство стыда;
- способность к прогнозированию событий и оценок;
- способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;
- способность понимания красоты и стремление к ней;
- способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);
- способность удивляться;
- способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;
- чувство смешного, чувство юмора;
- способность радоваться, чувствовать себя счастливым;
- способность испытывать горе (свое и чужое);
- способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.
- Социальная адаптация (от лат. adaptatio – приспособление)– способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры).
Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.
Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.
Социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.
Результат социализации – это
а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе (социализированность);
б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;
в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.
При формировании психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.
Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.
Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).
Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.
Характеристики социально здорового человека. Социально здоровому человеку характерно:
- адекватное восприятие действительности;
- интерес к окружающему миру;
- согласие во взаимоотношениях человека с другими людьми;
- соответствие поведения условиям, в которых человек находится;
- способность к адаптации и высокий уровень социализации в жизни и обществе;
- социальная активность, проявления интереса человека к миру;
- высокая коммуникабельность, широкий круг общения, бесконфликтность;
- положительная обстановка в семье;
- наличие взаимопонимания, психологической поддержки.