В отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Центра социального обслуживания города Ялты под руководством «серебряного» волонтера Центра Елены Сороченко для получателей социальных услуг работает кружок «Оригами».
Оригами — идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и поддерживающая уровень когнитивных функций пожилых людей на должном уровне.
В отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов оригами как метод арт-терапии с успехом используется в социально-реабилитационной работе. Отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями умственного развития, онкологическими больными.
Занимаясь оригами, граждане пожилого возраста и инвалиды становятся участниками захватывающего действия — превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, цыпленка и даже целую ладью. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние.
В настоящее время арт-терапевтические направления очень популярны. Творя и созидая, человек в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: «А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
Проведение занятий в смешанных возрастных группах с гражданами пожилого возраста и более молодыми инвалидами дает возможность наладить связь поколений. Простыми словами, бабушки и дедушки передают молодежи традиции, знания, опыт, накопленный предыдущими поколениями, приобщают их к истории, делятся значимыми событиями из своей жизни. Вместе с тем забота о пожилых формирует у молодых людей способность сочувствовать, помогать, согласовывать свои действия с желаниями и интересами других, реализуется потребность доверительного общения и сопереживания.