НОВОСТИ

Mainimage2

ййй 2Сегодня, в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности населения в РФ при информационной и методической поддержке Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, мы бы хотели рассказать Вам о видах и формах социального обеспечения.

Согласно трактовке Международной ассоциации, социальное обеспечение представляет собой любую программу социальной защиты, установленную законодательством, или любое другое соглашение, которое обеспечивает индивиду определенный уровень гарантированного дохода, когда он сталкивается с непредвиденными обстоятельствами вследствие старости, нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы или по причине воспитания детей. В рамках соцобеспечения может быть также обеспечен доступ к лечебной и профилактической медицинской помощи. Соцобеспечение может включать программы социального страхования, социальной помощи, национальные фонды обеспечения и прочие механизмы, включая рыночные подходы, которые в соответствии с национальным законодательством или практикой являются частью системы социального обеспечения страны.

Ниже схематически изображено соотношение понятий социального обеспечения.

 ййй 1

Формами социального обеспечения являются следующие:

1) денежная (связана с предоставлением соответствующему получателю непосредственно денежных средств наличным или безналичным способом; самый распространенный пример во всём мире — это выплата пенсий).

2) натуральная (подразумевает непосредственное предоставление какого-либо физического объекта, в котором испытывает нужду соответствующее лицо);

3) услуга (проявляется в оказании каких-либо социальных услуг нуждающимся в них лицам, например, в рамках социального обслуживания);

4) льгота (заключается в предоставлении отдельным категориям граждан каких-либо льгот, как непосредственно связанных с увеличением прямых мер социальной поддержки, так и позволяющих снизить объемы производимых ими обязательных платежей; последнее, например, реализуется посредством предоставления льгот по уплате налогов отдельными категориями граждан в соответствии с законодательством соответствующего публично-правового образования).

 

В зависимости от финансового механизма, положенного в основу организации социального обеспечения, оно может осуществляться в виде социального страхования (страховой финансовый механизм) или социальной помощи (бюджетный финансовый механизм).

 

В настоящее время существует 4 вида обязательного социального страхования:

1. Обязательное пенсионное страхование.

2. Обязательное медицинское страхование.

3. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

4. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статистические данные Социального фонда России (СФР) свидетельствуют, что в Крыму и Севастополе выплатами обеспечиваются свыше 700 тыс. пенсионеров. Средний размер страховой пенсии по старости составляет около 18 тыс. рублей, в том числе у неработающих пенсионеров – 18,7 тысяч, у работающих – 14,1 тысяч рублей.

ййй 2

При организации социального страхования ключевыми отличительными признаками является наличие постоянно уплачиваемых платежей (страховых взносов). Примером исключения из данного правила может являться тот факт, что в Российской Федерации объемы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи никак не зависят от сумм, уплаченных страхователем.

 

Социальная помощь предполагает ее оказание, как правило, посредством определения нуждаемости и направлена на обеспечение минимального уровня жизни.

Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

 

 

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  1. Поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  2. Адресного использования бюджетных средств;
  3. Усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  4. Создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  5. Снижения уровня социального неравенства;
  6. Повышения доходов населения.

 ййй 3

 

Публикация подготовлена слушателем курса «Финансовое консультирование», специалистом по социальной работе Отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУ РК «Центр социального обслуживания г. Ялты» Еленой Мирной.

 

 

 

 

Наш адрес:

Индекс: 298604

Российская Федерация

Республика Крым, г. Ялта

ул. Ломоносова,д. 27

yalta_cso@mail.ru