К сожалению, несмотря на многочисленные публикации в интернете и печатных СМИ на темы финансовой грамотности и безопасности, крымчане по-прежнему время от времени попадаются на уловки мошенников.
В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности населения в РФ при информационной и методической поддержке Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Центр социального обслуживания г. Ялты представляет Вашему вниманию информацию, которая может быть Вам полезна.
Согласно российскому законодательству (ст. 159 Уголовного кодекса РФ), мошенничество представляет собой неправомерное завладение чужими деньгами или имуществом с целью обращения его в свою пользу или в пользу третьих лиц, совершаемое с помощью обмана или злоупотребления доверием.
Так, например, за неделю с 18 по 24 сентября за счет доверчивых граждан злоумышленники обогатились более чем на 25 миллионов рублей. Об этом сообщила пресс-служба МВД по Республике Крым. За эту неделю в Крыму зафиксирован 81 факт дистанционного мошенничества.
Большая часть таких преступлений происходит с использованием телефонных звонков. Также граждане становятся жертвами посредством популярных мессенджеров, социальных сетей и интернет-сайтов. Лжеработники банков и прочих организаций используют самые разнообразные жизненные ситуации, чтобы люди, находясь в растерянном состоянии, верили в правдоподобные истории мошенников и, не задумываясь, отдавали им довольно крупные суммы денег. Так, в Симферополе мужчина под предлогом защиты денежных средств перевел «сотруднику правоохранительных органов» 9,5 миллионов рублей!
Как не попасться на уловки мошенников?
При любом упоминании в телефонном разговоре о каких-либо движениях денежных средств на Вашем счете, о блокировке Вашей карты, о пресечении чьих-либо попыток взять кредит на Ваше имя, о необходимости предоставить какие-либо данные для остановки операции по случайному списанию денег с Вашей карты, о необходимости срочно помочь близкому человеку, только что попавшему в беду – незамедлительно положите трубку, пока специальными фразами-уловками Вас не ввели в заблуждение. Сохраняя спокойствие, сразу же перезвоните в банк по номеру горячей линии, вручную набрав указанный на Вашей банковской карте номер, или Вашему близкому человеку на его личный номер, сохраненный в Вашей телефонной книге.
Не переходите по ссылкам из СМС или электронных писем от неизвестных отправителей, даже если Вам обещают заманчивый подарок в честь Дня рождения, особенно в виде крупного денежного выигрыша, по которому нужно всего лишь оплатить комиссию за операцию.
Не пишите ответных сообщений и не перезванивайте на незнакомые номера, даже если входящий звонок оборвался «на самом важном моменте»: обратная связь может оказаться очень дорогой. А если разговор действительно важный, Вам обязательно перезвонят сами.
Не устанавливайте программы и не открывайте файлы из сообщений или электронных писем от неизвестных отправителей: они могут содержать вирусы, открывающие доступ к Вашим устройствам.
Не верьте в рекламные объявления о возможности получения легкой прибыли.
Не обменивайте деньги на иностранную валюту на сомнительных сайтах сети Интернет.
Будьте крайне внимательны, рассматривая особо выгодные приложения о продаже дорогостоящих товаров на торговых площадках.
Никому не сообщайте свои персональные данные, особенно CVV/CVC банковской карты (четыре или три цифры на обороте карты), пароли, коды из СМС. Сотрудникам банка они не нужны, а вот мошенникам откроют доступ к Вашим деньгам.
Если мошенники все же украли деньги с Вашей карты?
- Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
- Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
- Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте в управление «К» МВД России.
Публикация подготовлена слушателем курса «Финансовое консультирование», специалистом по социальной работе Отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУ РК «Центр социального обслуживания г. Ялты» Еленой Мирной.