Что же такое фонематический слух? Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Умение слышать каждый звук в слове, способность четко отделять его от рядом стоящего, знание, из каких звуков состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте.
В отделении социальной реабилитации детей-инвалидов Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Ялты логопедом проведены логопедические игры. Специалист показывала детям картинки, затем просила ребенка воспроизвести изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:
А – плачет, кричит девочка
А – показывает горло врачу
А – поет певица
А – качаем малыша
О – удивилась мама
О – кричит охотник в лесу
Также ребятам – получателям социальных услуг логопед читала сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просила отгадать, кто говорит: Михаил Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Миша (высокий голос).
С детьми определяли, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы): бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук и т.д.
Развитие фонематического слуха и восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.