В отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов Центра социального обслуживания города Ялты для получателей социальных услуг – участников студии изобразительного искусства, при содействии «серебряного» волонтера Центра Елены Сороченко, состоялся мастер-класс по японской и китайской живописи.
Не нужно быть профессиональным художником для того, чтобы овладеть основами восточной живописи, проникнуться обаянием и поэтичностью изобразительного искусства Азии. На творческом мастер-классе любители изобразительного искусства познакомились с основными направлениями и стилями художественного наследия Китая и Японии, их отличиями от европейской живописи.
Так, в европейской живописи для создания объёма и форм используют светотень, сочетание светлых и темных пятнен в границе формы или предмета, обозначенных линией. В китайской живописи передача целостной формы происходит с помощью единой линии.
Китайская живопись – отдельная вселенная в мире искусства, со своей особой историей, традициями, законами, «звездами» и изобразительными техниками. Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь.
Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей.
Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского – вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров.
Интересно то, что в китайской живописи отсутствует натюрморт, по крайней мере, в привычном для нас понимании. Неподвижные предметы с точки зрения китайцев оторваны от действительности и мертвы. В картине обязательно должна присутствовать динамика жизни и времени. Если художник изображал камни или фрукты, то рядом с камнем всегда присутствовало растение, а фрукты всегда изображаются на ветке.
Япония – таинственное, почти неизвестное государство. Священная Фудзияма, призматические синтоистские храмы, чайная церемония, гейши, кабуки… Здесь уникально всё: язык, культура, искусство, традиции. Главная причина, наверное, в том, что японцы смогли найти гармонию во всём.
Искусство Японии самобытно и своеобычно, его философские принципы, эстетическое предпочтение и вкусы отличаются от западных.
На формирование эстетических принципов японского искусства повлияло особое отношение японцев к природе, её красоте: с древнейших времён они воспринимавших её как божественное творение. Японцы ценят только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную из «живого материала»: глины, дерева и т.д.